Вместе против коррупции
Общая характеристика системы профилактики коррупции на государственной (муниципальной) службе
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Φ3 "О противодействии коррупции" иод противодействием коррупции понимается деятельность:
- – по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
- – выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
- – минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Таким образом, профилактика коррупции является элементом противодействия коррупции. Организационные основы противодействия коррупции закреплены в ст. 5 Федерального закона "О противодействии коррупции".
Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065 проведение непосредственных мероприятий по профилактике коррупции возложены на кадровые службы (подразделения кадров) органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Так, в соответствии с п. 3 Указа для органов государственной власти предписано, а органам местного самоуправления рекомендовано в пределах установленной численности этих органов создать подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений (определить должностных лиц кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), возложив на них следующие функции:
- а) обеспечение соблюдения государственными (муниципальными) служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами (далее – требования к служебному поведению);
- б) принятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной (муниципальной) службе;
- в) обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов;
- г) оказание государственным (муниципальным) служащим консультативной помощи по вопросам, связанным с применением на практике требований к служебному поведению и общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885, а также с уведомлением представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры РФ, иных федеральных государственных органов о фактах совершения государственными (муниципальными) служащими коррупционных правонарушений, непредоставления ими сведений либо предоставления недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
- д) обеспечение реализации государственными (муниципальными) служащими обязанности уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры РФ, иные федеральные государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений;
- е) организация правового просвещения государственных (муниципальных) служащих;
- ж) проведение служебных проверок;
- з) обеспечение проверки:
- – достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых гражданами, претендующими па замещение должностей государственной (муниципальной) службы, и государственными (муниципальными) служащими,
- – сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной (муниципальной) службы, в соответствии с нормативными правовыми актами РФ,
- – проверки соблюдения государственными (муниципальными) служащими требований к служебному поведению (в том числе соблюдения антикоррупционных обязанностей, ограничений и запретов);
- и) подготовка указанными подразделениями кадровых служб (их должностными лицами) в соответствии с их компетенцией проектов нормативных правовых актов о противодействии коррупции;
- к) взаимодействие с правоохранительными органами в установленной сфере деятельности.
Важно понимать, что профилактика коррупции (в отличие от борьбы с ней) заключается не в выявлении коррупционных преступлений и правонарушений (это деятельность правоохранительных органов). В первую очередь профилактика затрагивает проблемы устранения причин и условий, способствующих проявлениям коррупции в конкретном государственном органе (органе местного самоуправления).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О противодействии коррупции" профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
- – формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
- – антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов;
- – рассмотрения в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
- – предъявления в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверки в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
- – установления в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо предоставления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также предоставления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
- – внедрения в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
развития институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства РФ о противодействии коррупции.
Кроме того, серьезное влияние на профилактику последующего коррупционного поведения государственного (муниципального служащего) оказывают следующие правовые институты:
- – институт сбора сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
- – институт антикоррупционных обязанностей, ограничений и запретов, предъявляемых к государственным служащим (является частью требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих, рассматривался в соответствующем параграфе);
- – институт предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе;
- – институт дополнительной дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Данные правовые институты затрагивают всех государственных (муниципальных) служащих и требуют серьезного внимания при изучении. Исходя из этого каждый из вышеуказанных правовых институтов будет рассмотрен ниже в рамках отдельного параграфа.
О противодействии коррупции
Коррупция является существенной системной проблемой, характерной не только для России, но и для большинства стран мира. В этой связи одной из первостепенных задач в последние годы, поставленных на государственном уровне в России, стало противодействие коррупции.
Понятие коррупции определено Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ), в соответствии с которым она представляет собой злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Федеральным законом № 273-ФЗ также определено понятие противодействия коррупции как деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
- по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции;
- по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений;
- по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
За последние годы в Российской Федерации было создано антикоррупционное законодательство и разработан соответствующий нормативный инструментарий, позволяющий бороться с этим негативным явлением. Кроме того, в целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих, Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции